КУПИМ ОТРАБОТАННЫЕ МАСЛАНОВОСИБИРСКwww.oil-54.narod.ru oil-54@yandex.ru 8-923-223-88-08 |
|
Статьи:СУДЬБЫ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА: ВЗГЛЯД ИЗ КАЗАХСТАНАРегенерация отработанных масел стала необходимой в виду следующих причин: отработанные масла представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды, но в то же время являются ценным сырьем или топливом. История сбора и регенерации отработанных масел, к примеру, в Польше насчитывает более 60-ти лет. При импорте нефти в Польшу нельзя пренебрегать таким ценным сырьем как отработанные масла. Потребление смазочных масел составляет около 200 тыс. тонн в год, а сбор и переработка около 20 тыс. тонн в год. На территории Астраханской области (приграничный район России) также не производятся свежие промышленные масла, поэтому потребность восполняется ввозом масел из других регионов России и из-за рубежа, а также отработанными маслами местной переработки. В 2002 году при поддержке Администрации области было приобретено оборудование и организован сбор и переработка отработанных промышленных масел. На территории Астраханской области ежегодно образуется до 15 тыс. тонн отработанных промышленных масел. Объем сбора и утилизации составляет всего 250-300 тонн в год. Таким образом, более 14 тыс. тонн отработанного масла несанкционированно попадает в окружающую почву и водоемы. В Российской Федерации в 2002 году было выработано 2,5 млн. тонн исходных смазочных масел, минимальное потенциальное количество отработанных масел по расчетным данным ежегодно составляет примерно 500 тыс. тонн. В странах-членах ЕЭС в 2000 году было использовано 4,84 млн. тонн смазочных масел (приблизительно 65% автомобильных и менее 35% индустриальных масел). Среднее количество собранных отработанных масел достигло 70-75% - более 1,8 млн. тонн, из них 25% - регенерируется, 49% используется в качестве топлива и 1% уничтожается. В таких странах, как Германия, Бельгия и Италия более 50% (55, 50 и 55 соответственно) отработанных масел от сбора поступает на установки регенерации с целью получения регенерированных базовых масел. Уже в начале 30-х годов в Германии началось преобразование небольших нефтеперерабатывающих заводов в предприятия по регенерации отработанных масел. Поэтому именно в Германии из всей Европы сосредоточена наибольшая мощность таких предприятий. В Германии имеется 6 установок регенерации отработанных масел общей производительностью 280 тыс. тонн в год. В проекте находятся ещё 3 установки регенерации отработанных масел. Только 30% собранных масел используется в качестве топлива для сжигания. В Республике Казахстан, несмотря на отсутствие установок по утилизации отработанных масел, сбор осуществляется. Причём соответствующие органы выдают лицензии на этот вид деятельности. Сбор отработанных нефтепродуктов осуществляется через сеть нефтебаз и автозаправочных станций. В последние годы централизованным сбором отработанных масел стали заниматься коммерческие организации, имеющие лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами. В Казахстане нелегально сбрасывается на почву и в водоемы от 26 до 77% всех отработанных масел; 40-48% - собирается, но из всех собранных отработанных масел только 14-15% идет на регенерацию, а остальные 26-33% используются как топливо или сжигается. Для Республики Казахстан, как и для многих стран, проблема отходов производства и потребления является одной из актуальных экологических проблем. Острота этой проблемы в республике обусловлена, в первую очередь, значительной концентрацией промышленного производства. В республике размещены крупные предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, машиностроения, предприятия энергетики, автотранспорта и ряда др. На долю предприятий нефтеперерабатывающей отрасли приходится примерно 35-40% от общего объема образования отработанных нефтепродуктов по республике, доля предприятий топливно-энергетического комплекса составляет 25%, не менее значительны объемы образования отработанных масел и на предприятиях машиностроительного комплекса, автотранспорта. Отработанные нефтепродукты являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды - поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. При оценке такого загрязнения не всегда удается определить возможность возврата экосистемы к устойчивому состоянию или необратимой деградации. Значительный ущерб наносится окружающей природной среде из-за отсутствия эффективной системы сбора и утилизации отработанных масел от владельцев частных автотранспортных средств. Из-за отсутствия мест централизованного сбора отработанных масел, промасленных отходов территории автокооперативов зачастую являются местами их несанкционированного размещения. Дифференцированная система платы за приём и переработку отработанных нефтепродуктов в зависимости от степени их загрязнения показала экономическую целесообразность внедрения на предприятиях раздельного сбора по сортам. |